суббота, 4 апреля 2015 г.

Не стало тестя. Печально.

     Сегодня утренний звонок. Звонила теща - Тестя не стало. Лег спать вечером, а утром уже не проснулся.
     Петрович, Василий Петрович, дядя Вася, дедушка Вася или же дедуля. Кто как звал и величал его.
     Думал писать или не писать. О великих всегда много пишут и кино снимают. А он что? Родился. Вырос. Женился. Дети. Внуки. Правнук. До 87 чуток не дотянул. Обычный человек, которых много в России.
     Но я напишу про него несколько строк. Пусть читатели знают, что жил такой человек.
     Родился тесть почти 87 лет назад в обычной семье лесничего. Рос на кордоне. Физически крепкий. Пришла война. Великая и страшная. Победу в которой мы скоро будем праздновать. Как он ждал этого дня. Юбилейную медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» он все же успел получить. Тесть всегда гордился своими наградами, с удовольствие надевал их и когда выходил на улицу всегда слегка выставлял свою грудь вперед.
Нет он не воевал на фронте. Он был еще мальчишкой когда фашисты оккупировали место их проживания. И через несколько дней уже близкое знакомство с кованным немецким сапогом. Пинок под зад и тринадцатилетний мальчишка  летит носом в пыль. Скуля как щенок он заполз в какой то угол сарая и затаился там. Далее расправы не последовало. Просто повезло, что немцам надо было срочно уезжать. Несколько дней мальчишка не вставал с постели. Долгих полгода жили они под фашистами. Когда услышали о наступлении наших решили напоследок хоть как то, но досадить немцам. У кое кого было припрятано оружие. Но когда увидели оставленные немцами минометы забыли обо всем. Самому старшему было лет шестнадцать и тесть самый малой тринадцатилетний пацаненок. Ему разрешили притащит мины. Старшие быстренько направили минометы в сторону отходящей немецкой колонны. Мины полетели одна за другой. Тесть толком и не знает попали они в кого или нет. Взрывы были в той стороне это точно. И в самый разгар обстрела на батарею врывается разъяренная мать тестя. Тяжелая мокрая тряпка в руках ходила как дубинка приводя в порядок мальчишеские головы. Пацаны как воробьи разлетелись от разъяренной тети Шуры. Крестьянская женская рука тяжеловата. Хорошо немцы не открыли ответный огонь. Приближались передовые части Советской Армии. Немцы бежали. Медалей и благодарностей мальчишки за свой единственный бой не получили. Только щедрая рука тети Шуры наградила каждого и не по одному разу хорошей оплеухой.
     Началась трудная жизнь в которой было только одно - Все для фронта! Все для победы!
Для ребячьих забав времени не оставалось. Работа и поиски пропитания. Хорошо весна и трава начинает зеленеть еще под снегом. А такая травка как черемша это кладезь витаминов. Черемша изумительна на вкус в любом виде, но это трава. Хотелось чего то мясного. И мальчишки лезли на деревья разорять гнезда ворон и грачей. Куриное яйцо только маленькое. Тесть всегда очень интересно рассказывал как они это делали. До гнезд не так то просто добраться, а есть хотелось и лезли. Залезет на верхушку дерева и давай осматривать гнезда. Вот кладка. В сумку одно. Одно сразу наколол и выпил. Другой в сумку и еще одно выпил. А тут уже птенец почти сформировавшийся. Выплевывать? Есть хочется. И мягкие косточки быстро перетирались зубами. Растущему организму необходима белковая пища.
     Так и дожили до Победы.
     Призыв в армию и пять лет в артиллерийском дивизионе где то на Камчатке. Демобилизация. Не успел оглядеться - повестка. В машины и вперед. 76 мм зенитные установки. Еще в темноте заняли высоту. Солнце когда поднялось под собой увидели Тбилиси. Восстание в Тбилиси было жестоко подавлено. Вернулся домой с ранением. Никакого госпиталя и записи в военном билете. Просто производственная травма. Нигде не был. Ничего не видел. Ничего не делал. Он и сам то не понял что произошло. Это уже потом стало все понятно. А дальше обычная трудовая деятельность обычного электросварщика на строительстве строек народного хозяйства. Женитьба. Комната в общежитии. Первая дочь. Однокомнатная квартира. Вторая дочь и трехкомнатная квартира. Первая государственная награда - орден Почета. Премия. Первый автомобиль - Запорожец 968. Дочки растут. Работа. Новый и новые стройки. Планы. Перевыполнения и премии. Новый автомобиль ВАЗ-2102. Это уже мечта многих советских граждан. Старшая дочка привела познакомиться молодого человек. Сваты. Подготовка к свадьбе. И в скором времени должен стать дедушкой, а тут новость не менее новостная. В тресте подготовили документы на присвоение Василию Петровичу звания "Герой Социалистического труда". Кто не жил в СССР не поймет что это такое. Документы ушли в Москву. Уже был заказан банкетный зал и писались торжественные речи, когда из Москвы пришла бумага, что из треста выделяется самостоятельный участок. Выделяется и выделяется. Подготовка к празднику идет полным ходом. А тут бумага из Москвы - Героем должен быть работник треста, а не участка. Быстренько вбили другую фамилию и в Москву на подпись. Что же Василий Петрович? Не Герой получается? Не обижайся Василий Петрович. Ну нет разнарядки на Героя в участке. Орден получи. Орден "Дружбы народов" вручал М.С.Горбачев. А вскоре и дочка принесла дедушке внучку. Жизнь продолжалась.
     Дача моих родителей и родителей жены на удивление оказались в одном садовом обществе и в сотне метров друг от друга. Так что все теплое время года общались очень много. Рыбалка и любые совместные хозяйственные работы. Моя мама один раз очень интересно разыграла Василия Петровича. У него картошка так скажем не ахти была, а у мамы особенно в тот год уродилась просто чудо. Он еще даже ни разу не копал. Все ждал. Мама у себя на даче накопала картофеля и выбрала самые крупные клубни. Пошла на дачу к Петровичу и подпихнула под пару кусов по десятку крупных клубней. Вернулась к себе. Соседи знали об этом. А к себе на дачу тест шел по дороге возле нашей. Мама и кричит ему - "Петрович! Когда картошку копать будешь?"
- Рано еще Геннадьевна.
- Давай попробуем.
Тут соседка - Петрович похвастай что у тебя там.
Еще с одной дачи сосед из кустов с ухмылкой - Петрович давай покажи.
К дачи тестя подошло более десятка дачников. Все галдели и спорили с какой стороны надо начинать копать.
Тесть упирался и копать не хотел.
В конечном итоге его уговорили выкопать пару крайних кустиков.
Кто хоть раз выращивал картофель прекрасно меня поймет. Из первого же куста выворачиваются десяток шикарных картофелин и десятка два мелкого гороха. Еще куст и опять десяток огромных клубней и немного мелочи. Толпа охает и ахает. Тесть доволен. Готов автографы раздавать и делится как он добился таких успехов.
     Было ему за семьдесят, а он ан вытянутых руках поднимал мешок 50 кг. Отжимался от пола двести раз. Кто этого не знал всегда с ним спорили кто больше отожмется. Бедные молодые люди . Как им было не удобно когда семидесятилетний дед отжимается на пальцах, а они уже лежат на пузе и смотрят удивленными глазами на не уставшего деда. 
     Так вот и жили.
Когда я похоронил свою маму тесть был рядом и приговаривал - Поплачь. Поплачь.

Теперь пишу и сам себе приговариваю - Поплачь. Поплачь.
Извини тесть. Не смог я поехать на твои похороны. Далековато. Полторы тысячи верст в один конец. Не отпустят с работы. Дочка с внучкой на полпути. Внук спит. А сижу вспоминаю тебя и пишу.

Комментариев нет :

Отправить комментарий