пятница, 15 ноября 2013 г.

Старая Калужская дорога.

     Решил описать свои прогулки по Старой Калужской дороге. Дорога эта заинтересовала тем, что в 1812 году по ней двигались с юга войска в Тарутино. За войсками как правило тянулись обозы ополченцев и просто ищущих приключения обывателей. И войскам и преследующей толпе обывателей надо было что то кушать каждый день.

     Примерно прикинем какое же количество людей было под Тарутино в тот период. Из Москвы в Тарутино отступило примерно стотысячное войско. Лагерь обустраивался капитально и поэтому генералы и старшие офицеры решили свой быт устроить согласно своих привычек. Как известно любовницу тот же Кутузов М.И. возил всегда с собой одетую в одежду казака. Другие генерал поступали примерно так же. У одного из генералов было даже четыре женщины а Тарутинском лагере. Соответственно проходили званные ужины и прочие мероприятия без которых не может существовать высший свет. За месяц численность регулярных войск возросла до 120-130 тысяч человек. Казаков до 20 тысяч человек. Ополченцев не учитывали и на довольствие не ставили. По разным источникам их было от 50 до 100 тысяч. Я не пишу исторический труд, а просто стараюсь представить себе какой объем груза прошел по Старой Калужской дороге в 1812 году. Итого по моим подсчетам получаем на начало Тарутинского противостояния в лагере было примерно 150 тысяч человек и к середине октября более 250 тысяч человек. Всех их надо было кормить. Применим примитивный расчет. Один человек съедает в день один килограмм крупы. Умножаем на 250 000 человек и получаем дневное потребление 250 тонн. Ежедневно по Старой Калужской дороге двигалось огромное количество телег с провизией. Предположим телегу нагружали не более 500 кг. Итого 500 телег ежедневно разгружались в Тарутинском лагере. Ежедневно 500 телег приходило и 500 телег уходило по Калужской дороге. Если взять длину телеги вместе с лошадью пять метров, то обоз составил бы 2 500 метров. Это был конвейер. Постоянное отлаженное движение. Туда-сюда двигались кони-люди. Какие огромные объемы товаров были перемещены за один только месяц по этой дороге. Как писал выше ополченцы на довольствие не ставились и питались за свой счет. Естественно всевозможные увеселительные мероприятия так же оплачивались по отдельному счету. Из исторических источников знаем, что четверть зерна стоила примерно 10 рублей. Так как четверть мера объема, то переведем ее в килограммы и грубо примем за одну тонну. Получается, что 250 тонн по 10 рублей составляет примерно 2 500 рублей. Из них военное ведомство оплачивало по отдельным счетам и не в Тарутино. Наличные деньги полученные за товар составляли не менее 1000 рублей на продукты питания, а с учетом продажи одежды, амуниции и оружия 2-3 тысячи рублей ежедневно как минимум. Стояние длилось чуть более месяца. Итого по дороге провезли денег на сумму не менее 100 000 рублей в сутки и в своем большинстве не крупной монетой номиналом до рубля. Это самые скромные примитивные расчеты дилетанта.
     Первый же заезд со стороны села Недельное подтвердил предположение о движении по этой дороге большого количества людей в период 1812 года. С большим трудом удалось проехать на автомобиле до деревни Чучловка. Перед деревней имеется небольшой водоем возле него и оставили автомобиль. Чуть дальше в грязи сидели два джипа и третий пытался их выдергивать. С огромным трудом им удалось выбраться из грязи. От местных узнали, что только приезжие на якобы крутых автомобилях пытаются проехать по их дорогам, но это редко кому удается.Пока шли по деревне разговорились с жителями. Один мужчина оказался интересным собеседником. За пару минут он поведал нам десяток историй где какой марки автомобиль сидел в грязи, сколько времени он там пробыл, кто водитель и пассажиры и много много подробностей. Иногда поражаюсь как люди запоминают то, что им никогда не потребуется. Я не могу вспомнить марок автомобилей которые только что вылезли из грязи, а он мне даже напомнил цвета и госномера без букв правда. Тут почему то мне подумалось, что он может поведать о событиях 1812 года. И мои ожидания оправдались. Правда он сразу сказал, что не был свидетелем как все происходило, но дедушка рассказывал, что ему рассказывал .... Примерно в такой беседе мы преодолели путь до его дома где и стали прощаться. На прощание он под секретом поведал, что сейчас не так как когда он был мальчишкой но все же нет нет но серебряную монетку поднимет на дороге. А когда они были малыми, то у каждого обязательно в кармане лежал пятак Екатерины Великой. Другие монеты не ценились. Серебряные рубль и полтинник еще воспринимались как то, а монеты номиналом 5, 10, 15 и 20 копеек просто летели в пруд возле которого мы оставили автомобиль. Якобы он даже сам выбросил туда несколько жменей серебряных и медных монет. Не за один раз, а за время какое то. У них вроде как традиция была такая бросать найденные монеты в пруд. Монеты номиналом 5 копеек ценились очень высоко из за их веса и размера, а так же красивого вензеля. Такие монетки берегли. Мы решили, что пока поищет монетки у себя дома, а мы прогуляемся в сторону урочища. По возвращению мы обещались заглянуть к нему на огонек. Возвращались достаточно быстро потому как заходила черная туча и надо было выезжать из ловушки, а поэтому к общительному жителю деревни в гости не зашли. На прощание осмотрели прудик повнимательней. Даже если прудик аккуратненько слить то еще как минимум месяц надо ждать что бы он просох. Ну и ладно пусть прудик как есть продолжает жить дальше.
     В следующий раз мы заехали со стороны города Жуков, Черная Грязь, Овчинино и Филиповка. В конце Филиповки оставили автомобиль и пошли по дороге надеясь на приятную прогулку. Прошли метров пятьсот не больше и встретили людей. Почему то подумалось просто случайно в такой глуши. Пройдя еще километр поняли, что на Красной площади народу меньше чем на этом участке Старой Калужской дороги. Настроение было подпорчено. Отменили поход и вернулись домой. Хотелось спокойно побродить, а тут как сельдей в бочке. Такие прогулки не наше.

Комментариев нет :

Отправить комментарий